Сценарий, который смог

17.06.2016

Предположим, у вас есть отличная идея для сценария. Как сделать так, чтобы вашу идею заметили, ей заинтересовались и (давайте мыслить масштабно!) сняли по ней фильм? Самое первое, что нужно сделать - это превратить идею в текст, а текст - в сценарий. А со сценарием уже можно будет искать режиссера, продюсера и киностудию.

Тут важно понимать, что поток сознания, обращенный в текст, - совсем не то, что ждут от вас люди, которым вы собираетесь представить свою идею. Набранный сплошняком текст с диалогами, оформленными как в книге или журнале, с длинными описаниями места, где происходит действие, внутренними монологами персонажей и мотивами их поступков можно назвать литературным сценарием. Это важный этап на пути к сценарию, который можно кому-то показывать, и он может очень помочь в работе.

Но сценарий, который вы покажете будущему режиссеру или продюсеру, должен быть написан и оформлен по всем правилам. Неправильно оформленный сценарий сыграет с вами злую шутку: его либо вообще не станут читать, либо чтение потребует больше времени и вовлеченности, чем на него хотели бы потратить, а значит, его отложат и забудут, либо читающий сразу опознает в вас новичка, а это тоже вряд ли будет вам на руку.

Сначала несколько общих правил.

    1. В сценарии всегда используются глаголы только настоящего времени. Правильно: Печорин вскакивает на лошадь, Грушницкий падает замертво. Неправильно: Настасья Филипповна кинула деньги в огонь, князь Мышкин рассказал и т.д.

    2. Сценарии всегда пишутся “от третьего лица”. Правильно: Он держит в руках книгу. Неправильно: Я держу в руках книгу.

    3. От списка действующих лиц и замечаний для господ актеров в духе Гоголя в сценарии придется отказаться. Сразу после титульной страницы должен идти текст сценария, всему остальному место в режиссерской экспликации.

    4. Сценарий содержит следующие основные блоки:

                    а. “Время и место действия” (место - ИНТ. - интерьер, действие происходит в закрытом пространстве; ЭКСТ. или НАТ. - действие происходит на открытом пространстве, вне помещения. Время - утро, день, вечер, ночь и т.д.)

                    b. “Описание действия”

                    c. “Имя героя”(пишется заглавными буквами)

                    d. “Ремарка” (отражает характер действия, характер речи героя. Например, “тихо”, “с сарказмом в голосе”, “не спеша” и т.д.)

                    e. “Реплика героя”

                    f. “Титр” (текст, появляющийся на экране для ориентации зрителя в пространстве, времени, а также называющий “главы” и “части”. Пример титра: надпись в нижней части экрана “Розуэлл, штат Нью-Мексико, июль 1947 года”; черный экран с надписью “Глава первая. Последний этап в Рэд Рок”).

5

Теперь перейдем к форматированию. Мы будем говорить о так называемом американском формате оформления сценариев, который был впервые применен в Голливуде Гильдией сценаристов Америки и в данный момент является общепризнанным. Этот формат предполагает, что одна страница  А4 печатного текста приблизительно равняется 1 минуте экранного времени.

Форматирование должно быть следующим:

    1. Шрифт - Courier new, размер - 12. Жирный шрифт, курсив, шрифт разного размера использовать нельзя.

Кстати, давайте вернемся к картинке с отрывком из сценария. Кто нашел ошибку в оформлении, тот молодец! Правильно, в данном случае использован другой шрифт.

   

    2. Выравнивание страницы по левому краю, поля страницы: верхнее - 2,5 см; нижнее - 1,25 см; левое - 3,75 см; правое - 2,5 см.

    3.Размер отступов:

                    a. Параметр “Абзац” блока “ИМЯ ГЕРОЯ” - слева 6,75 см

                    b. Параметр “Абзац” блока “Реплика героя” - слева 3,75 см; справа 3,75 см

                    c. Параметр “Абзац” блока “Ремарка” - слева 5,5 см; справа - 4,5 см

    4. Номер страницы должен находиться в правом верхнем углу, на расстоянии 1,25 см от верхнего края страницы. Нумерация проставляется с первой страницы сценария, а не с титульной.

Напоследок поговорим о титульной странице, которая должна рассказать о сценарии и его авторе все самое главное и не сказать ничего лишнего. Ну и еще от нее зависит, откроют ваш сценарий вообще или нет.

Титульная страница:

    1. Имеет такие же поля, как и все остальные страницы в сценарии

    2. Содержит следующую информацию:

                    a. Название сценария (пишется ЗАГЛАВНЫМИ буквами на 14 строке сверху, отступы: “абзац” справа - 3,25 см, слева - 3,25 см; выравнивание по центру)

                    b. Имя автора (обычный текст, отделяется от названия сценария одной пустой строкой; отступы и выравнивание - как в названии сценария)

                    c. Источник экранизации/оригинальный сценарий (обычный текст, отделяется от имени автора одной пустой строкой, выравнивание и отступы такие же, как в строке названия и имени автора)

Надеемся, все эти отступы, заглавные и строчные буквы никого не испугают: достаточно в программе MS Word создать шаблон разметки и использовать его с помощью функции “Формат по образцу”. Однако есть и другой вариант: вы можете воспользоваться любой программой для создания сценариев на русском языке. Наш выбор - программа Кит-сценарист, простая и понятная даже новичку, она позволит вам полностью погрузиться в творческий процесс и не задумываться о технических моментах. Скачать ее можно здесь.

Желаем интересных идей для ваших сценариев и успехов в их реализации!

Татьяна Алашеева,
пресс-служба киностудии "Три Товарища".

В тексте использованы примеры из фильма “Омерзительная восьмерка”, отрывок из сценария к фильму “Криминальное чтиво” (перевод на русский язык), а также авторские примеры.


Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Получить консультацию эксперта